In English

			
  • Привезем ваш груз из Ирана в Россию

    Привезем любой Ваш груз включая ADR из Ирана в Россию. Недорого, надежно, качественно, быстро. Звоните +7 (495) 78-257-78.

  • Контейнерные перевозки из Китая

    Наши цены ниже, чем у конкурентов. Мультимодальные перевозки - все лучшее для наших клиентов. Нам есть чем удивить владельца груза.

  • Экономия на оформлении груза

    Мы предлагаем Вам Б Е С П Л А Т Н О оформить и задекларировать ваш груз в Финляндии, в системе "TULLI"

  • Замораживаем цены на перевозки.

    СОЛО это Стабильность - цена не меняется в течении года. Оптимальность - лучшее соотношение цена + качество. Логичность - все подчинено потребностям клиента. Обоснованность - мы даем только рыночные цены.

Анализ текущей экономической ситуации и прогноз на 2015 год

28397e98f98be63d768bfec493b36f89.jpg
До нового 2015 года остается меньше пары недель. Настало время оглянуться на прошедший 2014 год,  дать оценку событиям и заглянуть в будущее, опубликовать прогнозы на предстоящий год. Данная статья – это достаточно глубокий анализ политической, экономической ситуации в мире и в России. Автор попытался дать оценку экономической ситуации в целом, а потом перешел на анализ рынка международных грузоперевозок и логистики.
Эта статья будет разбита на несколько частей. Часть первая - политико-экономическая. Часть вторая – анализ рынка международных грузовых перевозок. Часть треть – выводы и прогнозы.
Часть первая

К моему большому сожалению, в 2014 году реализовалось большее количество моих прогнозов, которые были опубликованы в статье "Что год грядущий нам готовит". Тщательно проанализировав экономическую и политическую ситуацию на Европейском континенте еще в начале апреля 2014 года,  мной были сделаны предположения о введении санкций и о нарастающей эскалации напряженности между европейскими странами и Россией, включая падениемеждународных перевозок грузов, вызванное европейскими и ответными российскими санкциями. Мной было высказано предположение, что политика начнет в этом году очень сильно влиять на экономические связи. Вызвано это было неким «тектоническим» сдвигом, а именно, сменой превалирующей парадигмы взаимоотношений экономики и политики во всем мире, а не только в  странах Евросоюза.

Смена парадигмы  поведения  и влияния  политических факторов на экономические связи происходит в моменты обострения конфликтов. В то время, когда наблюдается относительное затишье, нет открытых очагов напряженности,  военных действий, политика влияет на экономические связи достаточно опосредовано, сглажено. Как только геополитический баланс нарушается, экономические связи приносятся в жертву политическим амбициям. В этот раз катализатором, который вызвал сбой и последующее разрушение относительно статичных экономических связей, стала ситуация вокруг Украины. Конечно же, всем понятно, что Украина лишь предлог, лишь удобный случай, лишь правильно выбранная «болевая точка» в большом геополитическом  поединке США за огромный европейский потребительский рынок и за ослабление роли России на Евразийском пространстве. Летом этого года весь мир отметил 100-летие начала Первой Мировой Войны.  Исторические аналогии напрашиваются сами собой. Введение санкций летом 2014 года  это своеобразный «выстрел в Сараево», после которого началась полномасштабная Первая Мировая Экономическая Война.

К июню 2014 стало понятно, что тщательно спланированный и «управляемый хаос» вышел из-под контроля, вызвав цепную реакцию,  после которой, скорее всего, останется полный экономический вакуум на огромных территориях. Американские управленцы «регулируемых хаосов» в последние пару десятилетий постоянно получают древком граблей по лбу, но экспериментов не прекращают, не смотря на то, что с завидным постоянством наступают на одни и те же «ливийские» грабли. Именно в июне стало понятно, что остановить и полностью нивелировать результаты боевых столкновений в  Украине можно будет лишь через десятилетия, что целостность этой страны осталась в истории, что страна движется к полному и окончательному коллапсу. Ситуация с военными действиями в Украине еще не исчерпана. Скорее всего, в начале 2015 года  начнется очередной этап военной операции с каким-нибудь помпезным названием «Нерушимая решимость», «Ужасный трепет», «Трепет Ужасающий» или еще каким-то иезуитским и каверзным по смыслу названием. Решить полностью вопросы мирного урегулирования между Киевом и ДНР-ЛНР не удастся. Конфликт уже сейчас перешел в стадию вечно «тлеющего торфяника». Открытого огня вроде нет, но дым разъедает глаза всем окружающим. Европейские «партнеры» избрали тактику огульного обвинения России во всем происходящем, даже не вспоминая из-за чего все началось. Евросоюз рвет экономические связи с Россией из-за Украины, Украины, которую хотел «колонизировать» при помощи ассоциации с ЕС и сделать своим рынком сбыта. Трагизм ситуации состоит в том, что поддерживая санкции против России, Европа сама вступает на путь саморазрушения и может вскоре стать рынком сбыта для США, похоронив не только свое сельское хозяйство, но и свою промышленность.

В августе 2014 года санкционное давление со стороны Евросоюза вызвало ответную реакцию, т.е. ответные санкции со стороны России. Россия приняла вызов «экономических боев без правил».  Ответный удар был нанесен симметрично, технично и вовремя. Жесткие меры России отчасти были направлены на предотвращение применения Европой еще больших санкций.  После августа воинствующая риторика отдельных европейских политиков ненадолго поутихла.

Как мы помним, ответные меры нетарифного регулирования со стороны России к ЕС привели к запрету на ввоз целого спектра товаров. Был объявлен запрет на импорт рыбы, мяса, молочной продукции, овощей и фруктов. Это привело к снижению прибылей у европейских сельхозпроизводителей, что в свою очередь повлекло за собой потерю прибылей у небольших компаний производящих тару и упаковку; потеряли в прибыли компаний изготавливающих консерванты; возникло падение прибылей у компаний, которые обслуживают рефрижераторы; уменьшилась прибыль заправочных  станций и станций технического обслуживания грузовиков. Снижение оборачиваемости денег сказалось на банках, которые потеряли в депозитах и комиссиях за расчетно-кассовое обслуживание; пострадали страховые компании, которые страховали производственные, перерабатывающие, лизинговые компании. Сотрудники, которых сократили, стали меньше покупать товаров длительного потребления, как, впрочем, и все остальные товары тоже. Сократилось количество сотрудников на обрабатывающих сельхоз продукцию фабриках; сократились заказы на пошив рабочей одежды; данный ряд можно продолжать. Смысл в том, что эффект от санкций станет понятен к первой половине 2015 года и этот эффект долгосрочный. Чем дальше, тем последствия санкций будут приобретать необратимый характер для экономик стран Европы.

В Евросоюзе, к сожалению, нет политических сил, которые смогли бы осознать всю неестественность своих требований, проанализировав ошибочность политики двойных стандартов, а также катастрофический исход для экономик большинства европейских стран пути экономического изоляционизма, который избрала Европа, отдаляясь от России. Европейский Союз, де факто, является синтетическим объединением стран с разными экономическими интересами. Германия, например, очень сильно отличается от Венгрии, и в общем экономическом пространстве блюдет исключительно интересы своего населения.  Но что, позвольте, остается делать Венгрии, ее в последнее время перестала устраивать роль статиста.

Сейчас, в декабре 2014 года некоторые очень горячие заокеанские головы пытаются втянуть Европу в очередной виток экономической войны с Россией. Большинство европейских политиков понимает, что санкции не дали того результата, на который рассчитывал инициатор начала войны санкций. Так стоит ли продолжать движение по дороге, которая ведет в никуда.

Европа очень похожа на дрессированную, но несмышленую обезьяну, которой США вручили гранату санкций против России, но скорее всего эта граната взорвется и разорвет в клочки саму обезьяну. Идя по пути санкций и поддержки эскалации ситуации, Европа в ближайшее время станет потребительским рынком для американских товаров как таковых или переупакованных китайских с лейблом "Сделано в США". ЕС вовсе не стоит отказываться от взаимовыгодного сотрудничества с Россией на условиях уважения и партнерства.  Европе не стоит платить сейчас такую высокую цену за спасительную помощь в рамках плана Маршала в середине XX века. Стоило ли восстанавливать европейскую промышленность после Второй Мировой Войны, чтобы похоронить ее в начале XXI века.

Остается небольшая надежда на то, что европейский политический истеблишмент пусть несколько запоздало, но все-таки просчитает экономические модели развития ситуации и увидит, что  каждый шаг в попытке изолировать Россию приведет к падению благосостояния граждан самого Евросоюза. К весне 2015 года, к посевной, т.е. к первым числам апреля фермерам нужно будет выделять субсидии и определяться, куда девать урожай, которые они вырастят и переработают. Исходя из этого, в середине марта, Европе будет необходимо или отменять санкции, или готовиться к существенному изменению экономических показателей. Скорее всего, если не произойдет переосмысления позиции всего Европейского Союза касательно дальнейших отношений с Россией, то не  позднее мая 2015 года от единого европейского дома  начнут отваливаться первые страны. Брожения начнутся на скандинавском направлении. В противном случае, дальнейшая эскалация существенно увеличит протестные движения во всем Евросоюзе и тогда от Европейской интеграции останется только единое визовое пространство. По правде сказать, скандинавским странам выписаться из европейской коммунальной квартиры будет достаточно легко. Уровень экономики в этих странах достаточно высок, Норвегия вообще не входит в ЕС и, наконец, почти все скандинавские страны сохранили свои национальные валюты, которые наравне с евро имеют хождение. Отчасти поэтому для скандинавов будет  очень легко вырваться из уз Европейского Центрального Банка.

Часть вторая

Анализ рынка грузоперевозок 2014 в международном сегменте не оставляет поводов для оптимизма, как и вся экономическая ситуация в целом. Несмотря на то, что год еще не закончился, основные векторы движения и тенденции сформировались. Более того, тенденции, сформированные в 2014, будут превалировать на рынке международных грузоперевозок в первой половине 2015 года. Объяснение этому очень простое – транспортный рынок достаточно инертен. Для смены превалирующей тенденции потребуется время в два-три квартала. Любое изменение наступит не сразу, не на утро следующего понедельника.

В двух словах, ситуацию в сфере грузоперевозок из Европы в Россию  можно охарактеризовать как беспрецедентное падение грузопотоков и разрушение наработанных годами экономических связей, сокращение компаний вовлеченных в европейские перевозки и, наконец, сокращение российских компаний, специализирующихся на импорте, переработке и продаже товаров, подпавших под санкции. Практически на такую же величину увеличился товарооборот внутри стран Таможенного Союза. Если совсем просто, те же европейские товары появляются на российском рынке и ввозятся они с территорий стран Таможенного Союза.

На сегодняшний день, падение экспортно-импортных грузопотоков составило 40-50%, что влияет на экономическое положение России, на жизнь простых людей, а самое главное,  все, что сделано в этом году, очень сильно отразится на жизни в ближайшем будущем.

В третьем и четвертом квартале 2014 года  было практически неконтролируемое падение российской экономики. 100% девальвация рубля  буквально сковала экспортные и импортные операции. Если в обычной ситуации еженедельно закрывалось от 5 до 9 тысяч компаний, то сейчас этот процесс сравним со степным пожаром, когда буквально целые отрасли выгорают дотла. Сокращение перевозок импортных товаров сказалось на российском бюджете.

Для иллюстрации возьмем простой пример. До введения санкций через один из пунктов пропуска российско-финской границы еженедельно проходило до 200 рефрижераторов с охлажденной рыбой из Норвегии. Средняя таможенная стоимость одной машины составляет 80 000 евро. При помощи нехитрых калькуляций подсчитаем, что только от НДС  потери составили 2 880 000 евро в неделю. За 18 недель прошедших с введения санкций российский бюджет потерял 51 840 000 евро, что по среднему курсу в 45 рублей за евро составляет 2,3 миллиарда рублей. И это потери только от налога на добавленную стоимость. Сам товар имел ввозную пошлину. Предприятия импортеры платили налоги на прибыль. Сами транспортные компании уплачивали налоги на прибыль, возникающую при выполнении перевозок, водители и иные сотрудники транспортных компаний, получающие зарплату, уплачивали НДФЛ, и так далее, и так далее. Так что  можно смело говорить о потере бюджетом 5-6 миллиардов рублей.

Российский потребитель несет дополнительные расходы от постоянно растущих розничных цен. С одной стороны, девальвация национальной валюты значительно сказывается на себестоимости европейских товаров, все еще ввозимых с территории некоторых европейских стран. С другой стороны, у России нет таможенной границы, чтобы полностью реализовать те запретительные меры, которые были объявлены европейским сельхоз товарам, мясу и рыбной продукции. Республика Беларусь в полной мере пользуется не просто своим транзитным положением, но и всеми «прелестями» единой таможенной территории Таможенного Союза. Импортируя к себе запрещенную к ввозу в Россию продукцию, подвергая ее переупаковке, которая, кстати, согласно Таможенного Кодекса Таможенного Союза не дает права считать товар произведенным на территории государства-члена Таможенного Союза, получает от этого прибыль. Товары с новыми этикетками под видом дальнейшего экспорта в Республику Казахстан, завозятся в Россию. «Де юре» у России нет законодательных рычагов, чтобы остановить ввоз норвежской рыбы или польских яблок с территории Републики Беларусь, правда есть пограничный контроль и Россельхознадзор, они в данный момент и борются с этими «хитрыми» схемами.

С 1го января 2015 года Таможенный Союз пополнится Республикой Арменией и превратится в Евразийский Экономический Союз. При вступлении нового государства, в рамках исключений, оглашен огромный список товаров, ввозные пошлины на которые для Армении будут равны нулю или существенно понижены. Прозорливый читатель без труда догадается, что все это многообразие «беспошлинных» товаров будет ввезено обратно в Россию.

Патриотичное модное словцо «импортозамещение» в некоторых случаях обрело свои чудовищные формы. Замещаемого товара на территории РФ не производится, а ввозить его не дают неофициальными директивами, пользуясь телефонным правом «ввозить нельзя, обходитесь отечественным».
Часть треть – Выводы

Стандартно участники ВЭД будут пытаться отбить часть расходов по экспортно-импортным контрактам за счет транспортной составляющей, что в 2015 году вызовет новые ценовые баталии.  Как ни прискорбно, но больше половины транспортныx предприятий будут закрыты из-за нерентабельности дальнейшего ведения  бизнеса, тем кто останется, придется сокращать по максимуму свои издержки, считать каждый литр дизельного топлива, каждый рубль затрат, связанных с международными перевозками. Уже сейчас до 40% транспортных единиц выгоднее держать на базе, чем заниматься перевозкой по старым докризисным ценам.

Повышенная до 17% ставка рефинансирования «режет под корень» лизинг автотранспортных  средств, возможность привлечь заемные средства  для покрытия кассовых разрывов. Сама идея взять кредит под эффективные 35-45% годовых у любого умеющего считать на калькуляторе вызовет непреодолимое желание обходить банки за версту. При вымирании малых и средних российских транспортных компаний их место с превеликим удовольствием займут польские и белорусские перевозчики. Остается надеться, что повышение ставки будет мерой кратковременной.

Теоретикам экономистам видится глобальный рост российского экспорта в европейские страны разных потребительских товаров, связанный с девальвированным рублем. Скажу прямо, при сокращении импортных перевозок машины, идущие на экспорт, подорожают на 80-90% к уровню цен июля 2014. В цену транспортировки будут заложены: реальная инфляция, премия за риски изменения валютного курса и много того, что обычно называется «прочими непредвиденными расходами».

Скорее всего, в новом 2015 году придется забыть такое сладкое для импортеров слово «пост оплата» через 30 дней после выгрузки. Однозначно,  менеджеры ВЭД будут вынуждены не вспоминать половину того, что они выучили в программах MBA, т.к. уже никого не будут убеждать витиеватые пассажи в договорах оказания транспортных услуг  и, особенно, не удастся спихнуть свои риски на плечи транспортных компаний или контрагентов.

Для транспортных компаний обновление всех регистров таможенной системы станет очередной проблемой. При получении разрешений, скорее всего, бюрократический аппарат не успеет вовремя подготовиться, например,  просто не завезут на все пограничные переходы новые штампы. Электронная система подачи деклараций, тоже принесет участникам ВЭД  дополнительные заботы. Одна проблема ускоренного переоформления всех разрешительных сертификатов на бланке не ТС, а  ЕАЭС, что будет законным требованием, готова будет сковать импортно-экспортные операции.

Достаточно очевидно, что общий мировой экономический кризис набрал обороты и уровень разрушения мировой экономики в 2015 года будет фатальным не только для некоторых стран, но и для целых континентов. Очень вероятно что, в 2015 году произойдет ряд крупных терактов и вооруженных столкновений, локальных войн, как на Ближнем Востоке, так и на Европейском континенте, что обострит тлеющие межэтнические противоречия и старые обиды. Это вовсе не "вангование" это глубокий анализ происходящего. Ситуация с американским государственным долгом вынудит американскую сторону перейти к плану "В" и искать нетривиального решения по легализованному и естественному списанию большей части внешнего, почти 18 триллионного долга самой "богатой" страны мира.

Вероятность объявления не технического, а полного дефолта Украины в первом квартале 2015 года стремится к 100%. В этой связи, возобновление военных действий на юго-восточном фронте и шантаж европейских потребителей энергетических ресурсов, которые станут заложниками закручивания транзитного газового крана, вызовет понимание катастрофичности ситуации у чиновников Евросоюза.

Все права на данный текст принадлежат компании www.solologistics.ru. Любое копирование и публикация требуют согласия автора, а также прямой ссылки на первоисточник.
Оставить заявку на перевозку

Естественно, выбор всегда остается за клиентом. Мы постарались максимально честно рассказать о том, почему с нами надежно и безопасно. Решать вам, но если вы все же обратитесь в «Соло Логистик» — это будет правильное и разумное решение! С нами перевозки ваших грузов пройдут как по нотам.